Понедельник, 06.05.2024, 22:51Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Официальный сайт МБДОУ ДС"РОСИНКА"г.Волгодонска
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ФГОС дошкольного образования: краткая справка

    С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт.

     

    Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.

    После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам.

    Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:

    Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.

    Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.

    Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.

    Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования.

    Идеологические и методологические основы новых федеральных стандартов

    В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.

    Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

    Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

    За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.

    Как влияет принятие новых стандартов на деятельность ДОУ?

    Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.

    Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

    Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

    Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.

    ФГОС дошкольного образования на практике

    Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.

    Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    29 марта 2013 года представители рабочей группы по разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования приняли участие в работе круглого стола «Каким быть дошкольному детству?». В состав рабочей группы входят представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций.

    Председатель рабочей группы, руководитель Федерального института развития образования Александр Асмолов отметил, что "Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. Никакого тестирования, аттестации, проверки знаний дошкольника не будет". Он подчеркнул, что проект стандарта будет проходить общественное обсуждение в течение всего периода разработки.

    По мнению директора Института социологии образования РАО Владимира Собкина, "ФГОС может решить проблему доступа к качественному дошкольному образованию всех детей из разных социальных групп. Также задачей нового стандарта является повышение культуры педагогической грамотности семьи".

    Проведённые в 2012 году исследования показывают, что родители, воспитатели, учителя начальной школы выдвигают разные требования к дошкольному образования. "Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка", – подчеркнула директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.

    "Мы считаем, что ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха", – отметила Ольга Карабанова. По её оценке, в настоящее время наблюдается тенденция на форсированное обучение детей, что приводит к сокращению типично дошкольных видов деятельности.

    Начальник Департамента образования Перми Людмила Гаджиева подчеркнула, что ФГОС должен гарантировать дошкольное образование всем детям, а не только тем, кто посещает муниципальные детские сады: "По нормативам, разработанным в Перми, на каждого ребёнка с 1,5 до 7 лет выделяются средства, обеспечивающие качественное дошкольное образование, а семья сама решает, где именно ребёнок будет получать образование".

    "Стандарт должен раскрепостить педагога, позволить педагогу проявить свои творческие возможности, – отметила заведующая детским садом «Дашенька» (г.Улан-Удэ) Анжела Невежина, – Для нас – работников детских садов – очень важно, что вопросы дошкольного образования стали приоритетными в нашем государстве. Стандарт должен обозначить обязательства государства перед ребёнком, родителями на дошкольное образование".

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

    Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

    Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

    1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

    2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

    3) результатам освоения основных образовательных программ.

    В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

     

     

               О принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.

    Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.

    Образовательная программа ДОУ — ориентация на ФГОС»

    Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

    Л. С. Выготский

    Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция.

    На смену Временным (примерным) пришли Федеральные государственные требования, утвержденные приказом Министерства Образования Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года.

    ФГТ способствуют стандартизации содержания дошкольного образования. Они достаточно четко разъясняют, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать, чтобы дать каждому ребенку адекватный его возрасту уровень развития.

    Стандартизация позволяет дошкольному образованию стать частью общей системы образования. Ставится акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет гендерного подхода при организации педагогического процесса, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования, документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования и для учителей начальной школы.

    ФГТ соответствуют Концепции дошкольного воспитания, провозгласившей идею самоценности дошкольного периода, и Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) .

    Это положении мы учитывали при составлении основной общеобразовательной программы детского сада. В образовательной программе мы выделили десять образовательных областей в соответствии с требованиями ФГТ.

    Наряду с традиционными областями, представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна. Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелью, а средством развития навыков общения.

    При составлении основной общеобразовательной программы мы учитывали основополагающий принцип интеграции образовательных областей, который станавливает принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу. Весь образовательный процесс происходит по индивидуально - ориентированной программе.

    В школах с первого сентября 2011года введены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Данные нормативные документы (Федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные государственные требования) направлены на обеспечение подлинной преемственности двух подсистем образования: детского сада и школы, которая достигается, в первую очередь, за счет преемственности самих программ, условий их реализации и адекватных для каждого возраста результатов освоения.

    Поэтому мы старались сохранить такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования, который может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

    Сопоставление основополагающих документов (ФГТ и ФГОС) позволяет нам убедиться в том, что впервые создана реальная нормативная основа. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной Программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

    Исходя из основополагающих положений вышеуказанных нормативных документов, нами были внесены изменения в структуру и содержание основной общеобразовательной программы детского сада «Солнышко».

    В структуру образовательной программы, в соответствии с Федеральными государственными требованиями, разработан и включен раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в котором впервые обозначены планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы, описывающие личностные качества, необходимые знания, умения и навыки, а также универсальные предпосылки учебной деятельности на каждом возрастном этапе дошкольного возраста. В данном разделе также описаны планируемые итоговые результаты при выпуске ребенка из образовательного учреждения перед поступлением в школу (портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения, что позволяет воспитателям отслеживать качество организуемой педагогической работы с детьми.

    Следует заметить, что портрет выпускника детского сада по основным позициям так же совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.

    В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.

    У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.

    В данном направлении мы делаем первые шаги, формируем пакет диагностических материалов, которые помогут оценить качество дошкольного образования в количественном эквиваленте.

    Далее представлены фрагменты системы критериев и показателей по которым реально можно оценить уровень готовности ребенка к школе.

    Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:

    Критерий Я хочу учиться! (мотивация) Характеризует положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

    Критерий Я готов к познанию! (интерес к новой информации)

    Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о подготовке к школе.

    Критерий Я – субъект детского сообщества! (умение работпать в коллективе)

    Предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отмены дошкольных способов поощрения (сладости, подарки) (Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, 1988) .

    Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

    • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

    • умение сохранять заданную цель;

    • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

    • умение контролировать свою деятельность по результату;

    • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

    В сфере формирования коммуникативных универсальных учебных действий предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

    • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

    • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

    • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

    • ориентация на партнера по общению,

    • умение слушать собеседника.

    Важно отметить тот факт, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят свое развитие на начальной сту-пени образования, на это указывают данные таблицы, представленные на слайде: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.

    С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГТ и ФГОС. Вместе с тем, педагогические коллективы хорошо осознают, что введение в действие ФГТ и ФГОС является сложным и многоплановым процессом.

    Мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена, а это значит, что наши дети полно-ценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.